Отличия существенные, эти специалисты друг друга не заменяют, а дополняют.
Общее: оба специалиста являются психологами, а не врачами; работают непосредственно с детьми, и в процессе занятий с ребенком взаимодействуют с родителями, консультируя по разным вопросам развития.
Отличия- У нейропсихолога базовое образование – клиническая/медицинская/специальная психология, дополнительное образование – по нейропсихологии; у детского психолога базовое образование – психологическое, дополнительное – по детской психологии/консультированию/психотерапии; к детскому нейропсихологу эффективнее обратиться в более раннем возрасте – дошкольном, так как нарушения гораздо легче скомпенсировать на ранних этапах, а к детскому психологу — в любом.
- Детский психолог работает с эмоционально-личностной сферой ребенка, детско-родительскими отношениями, помогает при стрессе, возрастных кризисах и в вопросах воспитания, помогает скорректировать поведение и развить коммуникативные навыки, преодолеть страхи и справиться с тревожностью, агрессией.
Нейропсихолог занимается диагностикой, профилактикой и коррекцией нарушений развития. - Помогает родителям в психическом развитии ребенка, что является базой для обучения, учебной деятельности, поведения и адаптации.
- Изучает механизмы взаимосвязи между работой мозга и формированием психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, а также моторики, контроля поведения и эмоций.
- В основе работы нейропсихолога лежит поиск компонентов функций, которые недостаточно сформированы или сформированы дефицитарно.
На основе анализа нейропсихолог составляет индивидуальную программу коррекции, которая помогает развить слабые стороны, опираясь на сильные. Важно, что нейропсихолог не ставит диагноз, он предполагает механизм нарушений или трудностей ребенка. Часто сотрудничает с педагогами, логопедами, дефектологами, детскими психологами, неврологами, педиатрами и др. врачами. Проводит занятия с детьми, у которых выявлены следующие нарушения – задержка психического развития, алалия, апраксия, дислексия, дисграфия, дизартрия, СДВГ, РАС и др.
К нейропсихологу можно обратиться, когда нет жалоб и явных трудностей, а есть желание у родителей понять, соответствует ли развитие ребенка его возрасту, узнать уровень готовности к школе, на что обратить внимание в развитии сейчас. Ведь мозг формируется последовательно и его структуры имеют определенные чувствительные (сензитивные) периоды развития, когда они созревают.
Нейропсихолог помогает выявить риски развития и предложить меры профилактики, чтобы помочь семье избежать проблем в будущем, а ребенку чувствовать себя успешным.